Портретные объективы Nikon: «восьмидесятипятки»

Выбрать регион доставки»
Подбор объектива по параметрам

Портретные объективы Nikon: «восьмидесятипятки»

Как у компании Canon, о портретных объективах которой мы в свое время рассказывали, так и у Nikon весьма обширный парк оптики, которая хорошо подходит для съемки портретов. Более того, у Nikon в силу ряда специфических особенностей он даже больше, чем у прямого конкурента. Все дело в том, что Canon в свое время резко перешла на новый байонет EOS, тогда как Nikon постепенно модернизировала свой байонет F с пленочных времен. Это привело к тому, что у Nikon есть «стекла» с одинаковыми характеристиками, но отличающиеся по начинке и функциональности. Так что хотя покрытие фокусных расстояний (85, 105 и 135 мм) у главных фотоконкурентов одинаково, чисто физически наименований у Nikon больше, что, конечно, делает выбор более разнообразным, но еще сильнее путает фотографов.

Из-за большого количества моделей нам пришлось разбить обзор на две части. В первой пойдет речь только об объективах с фокусным расстоянием 85 миллиметров (благо их аж четыре штуки), тогда как во второй мы расскажем о более «дальнобойных» портретниках.

 

AF Nikon 85mm f/1.8D Nikkor

Размер фильтра: 62 мм.

Конструкция: 6 элементов в 6 группах.

Диапазон диафрагм: f/1,8-f/16.

Количество лепестков диафрагмы: 9.

Минимальная дистанция фокусировки: 85 см.

Максимальное увеличение: 0,11x.

Габариты: 71,5x58,5 мм.

Вес: 380 грамм.

Примерная цена: 27 000 рублей.

 

Это самый старый объектив из сегодняшнего обзора, на что красноречиво указывают дизайн в стиле начала 90-х и наличие ручного кольца установки диафрагмы. В отличие от молодого собрата этот объектив может с одинаковым успехом работать как с пленочными, так и с цифровыми камерами. Правда, у него нет встроенного мотора фокусировки, так что на младших тушках, лишенных так называемой «отвертки» (это линейки D3xxx, D5xxx, D40 и D60), с ним не будет автофокуса. Однако камер с приводом фокуса у Nikon много, а объектив легкий и относительно недорогой, так что среди почитателей системы популярный.

AF 85/1.8D очень надежен по конструктиву. Металлический корпус, хорошие материалы, отличная сборка. Несмотря на любительский статус, объектив имеет высокий ресурс и может долго служить владельцу. Оптическая схема очень простая: всего шесть элементов в шести группах, видимо, поэтому подвигов от объектива ждать не приходится.

Снимки на самой открытой диафрагме получаются чуть мыльноваты. Лучше прикрыть «дырку» до f/2,2, и тогда фотографии будут заметно более качественными. Резкость с закрытием относительного отверстия у этого объектива продолжает расти до f/5,6, после этого значения постепенно начинаются проблемы с дифракцией. Важной особенностью AF 85/1.8D является ровность резкости по периферии снимка. Края лишь немного уступают центру на любом значении диафрагмы. Для другого объектива это было бы очень важным преимуществом, но в случае портретника высокая резкость по краям снимка не так критична.

Еще стоит упомянуть об особенности, которую нельзя замерить инструментально, но о которой часто говорят владельцы. На минимальных дистанциях фокусировки объектив ведет себя более предсказуемо, чем на бесконечности. То есть лицевые и поясные портреты AF 85/1.8D удаются лучше, чем ростовые. В ростовых сильнее приходится зажимать диафрагму, чтобы получить качественный снимок.

Особым виньетированием AF 85/1.8D не страдает (оно минимально), а вот хроматическими аберрациями - да. Типичная картина для светосильного бюджетника. На открытой «дырке» их очень много, но к f/4 цветной бахромы почти не остается. Кроме того, AF 85/1.8D не очень любит контровой свет: несмотря на наличие штатной бленды, наловить зайцев на улице очень легко, да и контраст падает от засветок.

Наличие девятилепестковой диафрагмы обещает хорошее размытие заднего фона, но с боке оказалось не все так просто. Фон «моется» пластично только до диафрагмы f/2,8, после чего источники света начинают превращаться в «болты», а мягкость сменяется грубостью и нестабильностью. Это не очень лестный факт для портретника.

Несмотря на недостатки, AF 85/1.8D все равно любим среди фотографов. У него какой-то особый шарм старых объективов, оригинальность картинки, рисунок, хотя любители технически правильных фотографий могут быть разочарованы: этот объектив хорошо работает только в определенных условиях и под него необходимо подстраиваться.

Примеры фото:

 

AF-S Nikon 85mm f/1.8G Nikkor

Размер фильтра: 67 мм.

Конструкция: 9 элементов в 9 группах.

Диапазон диафрагм: f/1,8-f/16.

Количество лепестков диафрагмы: 7.

Минимальная дистанция фокусировки: 80 см.

Максимальное увеличение: 0,12x.

Габариты: 80x73 мм.

Вес: 350 грамм.

Примерная цена: 35 000 рублей.

 

Часто Nikon, столкнувшись с необходимостью выпустить моторную версию того или иного объектива, просто встраивает мотор в старую конструкцию и выпускает «новинку» на рынок. Но тут мы имеем дело с другим случаем. AF-S 85/1.8G - это действительно новый объектив, от предшественника он отличается очень сильно. Не все нововведения однозначно понравились поклонникам системы, но модель уверенно пришла на смену AF 85/1.8D и скоро наверняка его полностью вытеснит. Тем более что версия AF-S имеет автофокус на всех современных зеркалках Nikon, включая самые дешевые, а это важный аргумент.

Первый элемент модернизации - корпус. На смену металлу у старичка пришел пластик. Сборка все такая же хорошая, но веры в надежность и долговечность уже меньше, хотя, возможно, это всего лишь предрассудки. Вдобавок у пластика есть свой плюс - вес. Несмотря на то что габариты AF-S 85/1.8G значительно увеличились, весит он даже немного меньше D-версии. Кроме того, байонет, как часть объектива, подверженная максимальному износу, остался металлическим, да еще и снабжен специальной защитной резинкой, которая даже у более дорогих моделей есть далеко не всегда. Короче, по части конструкции AF-S 85/1.4G - яркий пример того, что, как пел Егор Летов, «пластмассовый мир победил». И это не хорошо или плохо, это данность.

Помимо корпуса, у версии AF-S появилась и новая оптическая схема. Она более сложная и более продвинутая, чем у предшественника. Результат не замедлил сказаться. Объектив стал гораздо более резким. Теперь рабочей можно считать и полностью открытую диафрагму - нет необходимости поджимать ее на треть стопа. Хорошая резкость и по краям снимка. Максимум приходится на f/5,6, на которой объектив буквально «звенит». Если зажимать диафрагму дальше, то начинается дифракция, но и с ней можно жить при необходимости.

Победить хроматические аберрации окончательно не удалось, но они все-таки существенно меньше, чем у AF 85/1.8D, кроме того, исчезают гораздо раньше, уже к диафрагме f/2,8. Искажений нет совсем, а виньетирование весьма умеренное, в общем, для относительно недорогого объектива AF-S 85/1.8G демонстрирует неплохую картинку.

Еще одним формальным ухудшением стало использование семилепестковой диафрагмы вместо девятилепестковой у предшественника. Но изменение оптической схемы на боке повлияло сильнее. Оно избавилось от грубости и нестабильности, стало более ровным и однообразным, правда, особо пластичным или запоминающимся его при этом не назовешь, боке как боке.

Удивительно, но, несмотря на использование мотора в самом объективе, по скорости фокусировки он проигрывает старому «отверточному» варианту. Для портретника скорость автофокуса не так критична, как для телевика, но все равно не очень приятный факт.

Разница в цене между двумя версиями 85/1.8 не велика, а отличий много. В случае с «полтинниками» мы советовали владельцам старших «тушек» в случае чего смело экономить и покупать более дешевые D-версии, но тут, пожалуй, преимущества G-варианта слишком велики. Портретные объективы приобретаются для работы на открытых диафрагмах, а более новый 85/1.8 резче и меньше «хроматит».

Примеры фото:

 

AF Nikon 85mm f/1.4D Nikkor

Размер фильтра: 77 мм.

Конструкция: 9 элементов в 8 группах.

Диапазон диафрагм: f/1,4-f/16.

Количество лепестков диафрагмы: 9.

Минимальная дистанция фокусировки: 85 см.

Максимальное увеличение: 0,12x.

Габариты: 80x72,5 мм.

Вес: 550 грамм.

Примерная цена: 85 000 рублей.

 

В профессиональном сегменте с моделями f/1,4 ситуация аналогична той, что у младших версий. Есть старая D-версия, которую уже трудно купить, - с металлическим корпусом, кольцом диафрагмы и без мотора. Относительно компактные размеры (такие же, как у AF-S 85/1.8G), но приличный вес. Хороший конструктив, высокая надежность, но устаревший дизайн.

Оптические характеристики, правда, на высоте. Резкость уже с f/1,4 очень хорошая, но только по центру. Это особенность объектива, даже на полностью зажатых «дырках» края все равно заметно уступают по резкости центральной части снимка. Для портрета это не беда, но иметь в виду такую особенность нужно. Центр хорош однозначно, «звон» начинается с f/2, но пользоваться можно всем арсеналом значений диафрагменных чисел.

ХА в небольшом количестве есть, но их заметно меньше, чем у младших братьев с диафрагмой f/1,8, а главное, стоит зажать «дырку» хотя бы на стоп - они уходят. Про виньетирование и искажения и говорить не стоит: проблем нет.

Для объектива с такой светосилой важную роль играет качество размытия фона, и тут AF 85/1.4D есть чем хвалиться. Боке очень мягкое и воздушное, с приятными оттенками и плавными переходами, источники света в «гайки» не превращаются, а тени не проваливаются в черноту. Именно рассматривая боке этого объектива, нужно понимать, почему он в несколько раз дороже версий с диафрагмой f/1,8.

Приятным бонусом для владельцев AF 85/1.4D является высокая скорость фокусировки. Это позволяет использовать объектив не только как портретник, но и как умеренный телевик, особенно на кропе. Правда, еще раз повторим, что на младших «тушках» автофокуса с этой моделью не будет.

В общем, профессиональный объектив есть профессиональный. Цена - космос, но благодаря отличному качеству фотографий он вполне может себя окупить. Кроме падения резкости по краям, придраться больше в этой модели не к чему.

Примеры фото:

 

AF-S Nikon 85mm f/1.4G Nikkor

Размер фильтра: 77 мм.

Конструкция: 10 элементов в 9 группах.

Диапазон диафрагм: f/1,4-f/16.

Количество лепестков диафрагмы: 9.

Минимальная дистанция фокусировки: 85 см.

Максимальное увеличение: 0,12x.

Габариты: 86,5x84 мм.

Вес: 595 грамм.

Примерная цена: 110 000 рублей.

 

В случае с объективами с диафрагмой f/1,4 отличий между двумя версиями меньше, но принцип модернизации компанией выбран тот же: мотор фокусировки, отказ от кольца диафрагмы, новый корпус, а еще нанокристаллическое покрытие некоторых стекол. В оптическую схему добавился новый элемент, объектив стал заметно крупнее и немного тяжелее. Пыле- и влагозащиты, правда, нет, что даже немного странно для современной профессиональной модели.

В оптических свойствах инженеры сосредоточились на увеличении резкости по краям и добились своего: такого большого разрыва, какой был у D-версии, нет, падение очень слабо выражено. Да и в целом резкости стало больше, особенно на открытых диафрагмах. На f/5,6-f/8 G-версию от предшественника не отличишь, а вот на открытых можно, особенно заметна разница в резкости по периферии кадра. ХА тоже стали чуть меньше - хотя совсем на f/1,4 их победить не удалось, проблемой они не являются. Немного удивило наличие виньетирования на открытой, но каких-то особых трудностей оно не доставляет - есть и есть. По части боке добиться прироста по сравнению с предшественником не получилось - оно и у D-версии было замечательное, улучшать, наверное, уже некуда.

И снова, как и в случае с парой объективов f/1,8, приходится констатировать, что новая модель со встроенным мотором фокусировки наводится на резкость медленнее, чем старая, с отверточным приводом. Сложно сказать, почему так, но факт не очень радует владельцев, которые потратили более 100 тысяч рублей на покупку.

Выбор из двух объективов с f/1,4 сложнее. G-версия заметно резче по краям, что важно для любых других жанров, но старичок AF 85/1.4D в портретах почти не отстает, а стоит все-таки дешевле. То, что у него нет мотора фокусировки, вряд ли является существенным ограничением - владельцы младших безмоторных тушек объективы за такую стоимость почти не покупают. Хотя, конечной, любой из 85/1.4 - это объектив-мечта, использование которого дарит не только хорошие фотографии, но и радостные эмоции от факта обладания такой вещью.

Примеры фото:

 

Во второй части обзора мы рассмотрим модели с фокусными расстояниями 105 и 135 миллиметров.

14.03.2017 Александр Нечаев

Все статьи


Подбор объектива по параметрам
Оставить комментарий
Подберите объектив из 0 предложений
Торговая марка / бренд объектива


Обзоры и тесты

Советская оптика на современных фотоаппаратах. Выбор объектива

Сегодня многие владельцы цифровых фотоаппаратов посматривают в сторону старой советской оптики: и цены на барахолках приятно радуют доступностью, и Интернет пестрит самыми хорошими отзывами. Можно ли использовать старые объективы сегодня? Каковы плюсы и минусы такого подхода? На какие модели обратить внимание? Ответы вы найдете в этом материале.
  • Комментариев: 30
  • Голосование: +834

Выбираем китовый объектив для фотоаппарата Nikon

Чтобы привлечь дополнительных покупателей, производители фототехники в последнее время стали комплектовать зеркальные аппараты сразу несколькими китовыми объективами – на выбор. «Киты» заметно различаются: как по характеристикам, так и по стоимости. В этом материале мы помогаем разбираться с особенностями китовых объективов компании Nikon.
  • Комментариев: 12
  • Голосование: +667

Обзор объектива Nikkor 50mm f/1.8D AF

Любой начинающий фотограф рано или поздно задумывается о покупке объектива с фиксированным фокусным расстоянием («фикса»), который будет значительно обходить «китовый» зум-объектив зеркального фотоаппарата по таким параметрам, как светосила, уровень искажений, качество «боке», надёжность и т. д. На роль первого «фикса» вполне подойдёт недорогой Nikkor 50mm f/1.8D AF.
  • Комментариев: 13
  • Голосование: +228

Обзор объектива Tamron 70-200mm f/2.8 Di VC USD SP

70-200 f/2.8 – это «маст хэв» для репортажного фотографа. Естественно, объектив с подобными характеристиками хочется иметь многим, но стоимость родной оптики превышает 100 000 рублей, это очень дорого даже для людей, занимающихся коммерческой съемкой. А что если купить более дешевый Tamron? Может ли он стать полноценным заменителем оригинала, мы рассказываем в нашем материале.
  • Голосование: +14

Обзор объектива Tamron 28-300mm f/3.5-6.3 Di VC PZD

Tamron 28-300 продолжает работать на немного утопичную идею о том, что один объектив может использоваться для всех съемочных ситуаций. Нынешняя версия ультразума пережила модернизацию и получила новый дизайн, но стала ли она лучше оптически? Мы протестировали объектив и готовы рассказать, насколько хорошо он снимает и подходит ли по цене и качеству своей потенциальной аудитории.
  • Голосование: +14

Обзор объектива Canon EF 24mm f/2.8

Canon EF 24/2.8 – это, если так можно выразиться, работающий пенсионер: объектив выпущен почти 20 лет назад, но до сих пор пользуется спросом. Главное его преимущество – удобное фокусное расстояние вкупе с небольшими габаритами и весом. Увы, но возраст сказывается: соблазнившись невысокой ценой и компактностью, владельцу придется столкнуться с оптическими нюансами. Какими именно – читайте в этом материале.
  • Голосование: +15

Обзор объектива Tamron SP 45mm f/1.8 Di VC USD

Компания Tamron запустила серию объективов SP, которые позиционируются как профессиональные. Это полностью новые модели, которые имеют высокие оптические характеристики, но и стоят недешево. Насколько эта линейка вписывается в сегодняшнее представление о сочетании цены и качества, мы начинаем выяснять с почти «полтинника» – Tamron 45/1.8 Di VC USD.
  • Голосование: +14

Портретные объективы Nikon: 105 и 135 мм

Вторая часть экскурса в портретные объективы Nikon посвящена моделям с фокусным расстоянием больше 85 мм. Тут у Nikon есть три модели, каждая из которых достойна пристального рассмотрения. Чем они интересны, сколько стоят, как себя ведут на камерах разного типа и какие есть еще альтернативы – мы рассказываем в этой части обзора.
  • Голосование: +15

Обзор объектива Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS

В последнее время компания Canon расширила линейку бюджетных зумов. 18-135 – это один из фаворитов, ведь за семь лет выпуска модель уже успела получить два обновления. Но мы рассказываем про самое первое поколение, простое и дешевое, которое чаще всего встречается в китовых наборах. Главный вопрос таков: стоит ли предпочесть 18-135 по сравнению с 18-55 или это будет неразумная переплата?
  • Комментариев: 1
  • Голосование: +103

Все статьи в рубрике «Объективы»

Размещение товарных предложений Личный кабинет

Карта раздела

© 2008 - 2024   ООО «Поиск-Подбор», г. Москва, ул. Кантемировская, д. 58