Объективы для камер Fujifilm. Широкоугольные зум-модели Не так давно мы опубликовали серию материалов, посвященных фотоаппаратам компании Fujifilm. Это относительно новая линейка беззеркальной техники, которая приобретает все большую популярность у российских фотографов. Репутация элитарности и высокого качества продукции Fuji возникла не только благодаря инновационным аппаратам с ретродизайном, но и из-за оптики. На данный момент парк родных объективов насчитывает 16 моделей (вместе с продукцией Carl Zeiss), а среди них уже есть такие, которые претендуют на звание культовых. У компании Fujifilm давняя история выпуска оптики, которая тянется еще с середины прошлого века. Бренд Fujinon, под которым выпускаются объективы, довольно известен. Правда, успехи компании больше связаны с выпуском объективов для профессиональных телекамер, в сфере фото получалось чуть хуже. Особенно тяжело пришлось производителю в период перехода на цифровую технику. Своей линейки сменной оптики у Fuji в тот момент не оказалось. Не удивительно, что компания пошла на сотрудничество с Nikon, не только используя корпуса камер конкурентов для линейки S Pro, но и опираясь на никоновские аксессуары - объективы и вспышки. Во многих классификаторах товаров Fuji до сих пор находится в одном разделе с Nikon, хотя сегодня эти компании уже тесно не сотрудничают. Отказ от зеркалок и переход на беззеркальные камеры заставили Fuji разрабатывать новую линейку оптики. Не сказать, чтобы с нуля - богатый опыт в изготовлении объективов никуда не делся, но линейка возникла, считай, в чистом поле, компании пришлось одновременно выпускать самые разные модели. Стоит отметить, что линейка объективов Fuji славится фиксами, именно модели с постоянным фокусным расстоянием вызывают наибольший ажиотаж среди фотосообщества. Но с одними фиксами Fuji на рынке делать было бы нечего, поэтому у компании есть и несколько моделей с изменяемым фокусным расстоянием. О них и пойдет речь в первой части нашего обзора.
Fujinon XC 16-50mm f/3.5-5.6 OIS Конструкция (элементов/групп): 12/10. Минимальная дистанция фокусировки: 0,6 м. Лепестков диафрагмы: 7. Максимальное значение диафрагмы: f/22. Диаметр под светофильтр: 58 мм. Габариты: 62,6x65,2 мм. Вес: 195 г. Примерная цена: 14 000 рублей. Можно с уверенностью сказать, что 16-50 - самый распространенный объектив для байонета X, ведь именно им комплектуются в качестве штатного зума самые популярные камеры линейки X-M1 и X-A1. Фактически 16-50 - это стартовое китовое «стекло» для тех, кто только осваивает мир фотографии. Касаемо китовых объективов у многих фотографов есть предубеждение, что они ни на что не способны. Сказать так про 16-50 было бы неверно: несмотря на изрядную долю упрощений и снижений себестоимости, у этой модели есть свои сильные стороны. Во-первых, это диапазон фокусных расстояний. Обычно китовые объективы «начинаются» с 18 мм, в данном же случае - с 16 мм. Казалось бы, разница в цифрах невелика, однако в реальной жизни эти 2 мм сильно выручают любителей снимать пейзажи, архитектуру и в помещении, позволяя поместить в кадр объекты, которые на 18 мм были бы обрезаны. Во-вторых, у 16-50mm f/3.5-5.6 для объектива этого класса очень мало искажений и технических дефектов. Найти хроматические аберрации, засветки и искаженную геометрию в принципе можно, но для этого нужно хорошо постараться и рассматривать чуть ли не каждый пиксель. В реальной жизни эти проблемы пользователю 16-50 не досаждают. На весьма неплохом уровне оказалась и резкость. Нельзя сказать, что уже на открытой диафрагме 16-50 «звенит», но детализация получается приличной, а уж если диафрагму закрыть на пару стопов, объектив демонстрирует свои максимальные показатели, которые могут приятно удивить. В-третьих, 16-50 f/3.5-5.6 довольно неплохо фокусируется. Шума при этом процессе нет совсем, что очень понравится любителям снимать видео со звуком. Скорость фокусировки не максимальная, но для этого класса оптики вполне приемлемая. В-четвертых, нельзя не отметить наличие стабилизатора изображения. Рынок сегодня требует «стаб» в китовых объективах, и Fuji этому требованию соответствует. У 16-50 он звезд с неба не хватает, но удлинить выдержку на три стопа в случае чего позволит. В тоже время в 16-50 налицо следы серьезной экономии. Некоторые особых проблем не доставляют, а с другими придется смириться. Пластиковый корпус хоть и считается не самым долговечным и надежным, в классе китовых объективов стал стандартом, так что по этому поводу пенять 16-50 не стоит, тем более что к качеству сборки не придерешься. А вот отсутствие элементов управления огорчает. У объектива есть только кольца для зума и наведения резкости, но нет переключателей стабилизатора и типа фокусировки. Эти параметры приходится менять через меню камеры, а это неудобно. К оптическим свойствам тоже пару замечаний. 16-50 плохо держит контровой свет, что нужно учитывать при выборе сюжетов. Кроме того, объектив не может похвастать каким-то особенным боке. Впрочем, мы говорим про «китовое» стекло, в этом классе это нормальное положение вещей. 16-50 продается и отдельно, однако стоимость его в свободной продаже нам кажется сильно завышенной. В то же время в китовом комплекте с аппаратом объектив весьма недорог и за свою цену хорош. Для нетребовательного любителя 16-50 не только станет проводником в мир сменной оптики, но и может остаться верным другом на долгие года. 16-50 - один из лучших китовых объективов среди всех беззеркальных систем, и желание немедленно заменить его на что-то другое не возникает.
Fujinon XF 18-55mm f/2.8-4 R LM OIS Конструкция (элементов/групп): 14/10. Минимальная дистанция фокусировки: 0,18 м. Лепестков диафрагмы: 7. Максимальное значение диафрагмы: f/22. Диаметр под светофильтр: 58 мм. Габариты: 65x70,4 мм. Вес: 310 г. Примерная цена: 30 000 рублей. Формально 18-55 тоже можно назвать китовым объективом, потому что им в штатной поставке комплектуются топовые камеры Fuji X-E2 и X-T1, однако ничего общего по качеству и цене с традиционными «китами» у 18-55 нет. Зато напрашивается сравнение с профессиональными моделями. 18-55 получился компромиссным по размерам и весу. Несмотря на то что объектив достаточно светосильный и имеет весьма надежную конструкцию, в которой много элементов, выполненных из металла, он относительно компактен. Своего младшего брата 16-50 он заметно превосходит по весу, но габариты примерно одинаковы. Именно желанием сохранить компактность можно объяснить непостоянную диафрагму - с f/2,8 на всем протяжении зума объектив бы был гораздо больше. О компактности можно судить и по диаметру светофильтра - объектив с неплохими характеристиками совместим с 58 мм. 18-55 в классификации Fuji относится к профессиональной линейке - у него есть переключатель, который позволяет управлять диафрагмой прямо на объективе. Кнопки управления стабилизатором и типом фокусировки в отличие от 16-50 на корпусе есть. У 18-55 высокое качество фотографий. Если закрыть относительное отверстие до f/5,6, объектив покажет максимум своих способностей, но уже на открытой диафрагме он полностью рабочий - резкости и детализации хватает. Нельзя сказать, что 18-55 полностью лишен хроматических аберраций, виньетирования и искажений, но их количество минимально и при повседневной съемке не досаждает. Этот объектив хорошо подойдет для репортажа. У него быстрая и тихая фокусировка, а также есть стабилизатор изображения, который позволяет компенсировать до трех стопов выдержки. Для уличной и жанровой фотографии 18-55 тоже можно использовать, но нужно признать, что картинка у него все-таки более техническая, чем художественная. В отдельной продаже 18-55, как и 16-50, стоит, на наш взгляд, неоправданно дорого, но в комплекте с X-E2 и X-T1 продается по вполне адекватной сумме. Если вы не любите фиксы и снимаете на Fuji, то 18-55 - самый интересный выбор.
Fujinon XF 10-24mm f/4 R OIS Конструкция (элементов/групп): 14/10. Минимальная дистанция фокусировки: 0,5 м. Лепестков диафрагмы: 7. Максимальное значение диафрагмы: f/22. Диаметр под светофильтр: 72 мм. Габариты: 78x87 мм. Вес: 410 г. Примерная цена: 45 000 рублей. Объектив появился весной 2014 года. 10-24mm f/4 - первая ласточка из линейки зумов с постоянной диафрагмой. Выпуском этого объектива компания удивила - при наличии высококлассных широкоугольных фиксов зум казался необязательным, но объектив появился и активно продается. Стоит отметить, что на данный момент это самый широкоугольный объектив линейки - у фиксов минимальное фокусное расстояние 12 мм. Несмотря на то что постоянная диафрагма не f/2,8, а f/4, это профессиональный объектив. Он большой, тяжелый и выглядит очень солидно. Что говорить, если диаметр светофильтра - 72 мм. Заказчики как увидят, уважительно закивают. У объектива есть кольцо управления диафрагмой и все необходимые переключатели. Претензий по качеству снимков нет. Уже с открытой диафрагмы объектив выдает резкие детализированные фотографии, изъяны на которых найти довольно трудно, - почти нет ни ХА, ни паразитных бликов или засветок, ни виньетирования. Если прикрыть диафрагму на стоп, то даже мелкие огрехи исчезнут. Про необходимость наличия стабилизатора в широкоугольнике мы не раз рассуждали, но у 10-24 он есть; скорее всего, это компенсация того, что объектив не имеет диафрагмы f/2,8. Эффективность «стаба» средняя, но он может пригодиться во многих ситуациях, когда света не хватает. 10-24 пока не слишком популярен у поклонников Fuji. Сказываются и молодость, и высокая цена, и конкуренция внутри системы. Многие фотографы для широкоугольной съемки предпочитают фиксы, которые дешевле и компактнее. При этом 10-24 может пригодиться тем, кому нужен действительно широкий угол обзора.
Fujinon XF 18-135mm f/3.5-5.6 R LM OIS WR Конструкция (элементов/групп): 16/12. Минимальная дистанция фокусировки: 0,6 м. Лепестков диафрагмы: 7. Максимальное значение диафрагмы: f/22. Диаметр под светофильтр: 67 мм. Габариты: 75,7x97,8 мм. Вес: 490 г. Примерная цена: 37 000 рублей. 18-135 - самый молодой объектив из всей линейки: он выпущен летом 2014 года. Появление 18-135 назрело после выхода X-T1. Топовая камера Fuji обладает хорошей защитой от пыли и влаги и может снимать в суровых условиях, однако оптики, отвечающей высокому уровню защиты, у компании не было. 18-135 стал первой ласточкой в этом направлении. Объектив помечен буквами «XF», что у Fuji означает принадлежность к профессиональному классу. Стоит признать, что для первой защищенной модели компания выбрала очень странные характеристики. Приличный диапазон зума (у 18-135 самый большой коэффициент трансфокации в системе) и «темная» диафрагма - характеристики скорее китового объектива, чем профессионального. Видимо, задумка инженеров была в том, чтобы предоставить универсальное «стекло» для поездок фотографам, которые не любят менять объективы. 18-135 действительно позволяет не брать с собой сумку оптики - значений фокусных расстояний этого объектива хватает во всех ситуациях. Правда, так и осталось непонятным, зачем эту модель нужно было делать защищенной, ведь это наверняка увеличило стоимость, которая получилась для объектива с подобными характеристиками очень негуманной. Но, видимо, у инженеров Fuji были свои резоны. Особых претензий к конструкции или качеству фотографий нет. Объектив выдает хорошую картинку уже с открытой диафрагмы, врожденных «болячек» не имеет и времени в фотошопе на исправление огрехов не требует. Претензий к фокусировке также нет - учитывая кратность зума, 18-135 - хорошее «стекло» для репортажа. В модели применен современный стабилизатор изображения, который, по заверению производителя, позволяет компенсировать до пяти стопов выдержки. Получается даже снимать на 1/10-1/15 с на максимальном зуме. Такой стабилизатор компенсирует невысокую светосилу, но лишь отчасти. Скачать полноразмерные фотографии можно по ссылке.
Во второй части обзора мы рассмотрим широкоугольные объективы Fuji с фиксированным фокусным расстоянием. |
06.10.2014
Все статьи
Михаил 06.10.2014Из всех указанных объективов только 10-24мм может называться широкоугольным зумом, остальные - это стандартные zoom-объективы.
|
22.10.2014
Формально широкоугольными считаются все объективы шире 50 мм.
|
Новые объективы Fujifilm: зум-модели
Объективы Samsung NX: зум-модели среднего класса
Объективы для камер Fujifilm. Широкоугольные модели c фиксированным фокусным расстоянием
Обзор объектива Tamron 70-200mm f/2.8 Di VC USD SP
Обзор объектива Tamron 28-300mm f/3.5-6.3 Di VC PZD
Обзор объектива Canon EF 24mm f/2.8
Обзор объектива Tamron SP 45mm f/1.8 Di VC USD
Портретные объективы Nikon: 105 и 135 мм
Портретные объективы Nikon: «восьмидесятипятки»
Обзор объектива Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS
Размещение товарных предложений Личный кабинет